Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не включение периода работы в стаж до 01.01.2002г. На примере расчета пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2015 года все пенсионные права граждан накапливаются сразу в баллах, формируя величину ИПКпосле2015. Формирование баллов происходит за счет уплаты страховых взносов в ПФР (с 2023 г. СФР). При этом ежемесячные отчисления составляют 22% от заработка, но на формирование ИПК направляются только 16%.
Расчет ИПК после 2015 года
С 2023 года в связи с созданием объединенного Социального фонда РФ был введен единый страховой взнос, составляющий 30% от заработка. Однако на формирование пенсионных прав граждан по-прежнему направляется 16% от ФОТ.
Чтобы рассчитать, как сумма уплаченных взносов переводится в баллы, нужно воспользоваться следующей формулой:
ИПКгод = (СВгод / ПСВгод) × 10
в которой:
- СВгод — это сумма страховых взносов, направленных за год на формирование ИПК работника. Рассчитывается этот параметр как 16% от годового заработка гражданина.
- ПСВгод — это предельная сумма страховых взносов. Рассчитывается она как 16% от предельной величины базы для начисления взносов, установленной Правительством на соответствующий год.
Бесплатная юридическая помощь
Наиболее сложным для расчета является период до 2002 года. Основная трудность заключается в том, что на индивидуальных лицевых счетах граждан в ПФРФ информация об этом периоде трудовой деятельности отражена не полностью — в лучшем случае, начиная с 1997 года (да и то далеко не у всех). Поэтому и в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФРФ и при начислении пенсий, как правило, бывает много неточностей. Избежать недоразумений и занижения размера начисляемых пенсий можно подготовив и предоставив в ПФРФ необходимые документы (о стаже и размере заработков) и понимая, как расчитывается и от чего в первую очередь зависит размер расчетной пенсии, заработанной за этот период. Ключевая формула, на основе которой определяется месячный размер расчетной страховой пенсии, заработанной до 2002 г., до валоризации и индексации, имеет относительно простой вид (п.3.
Рекомендуем прочесть: Иск о признании права собственности образец
Т — это количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, которое зависит от года назначения пенсии. Так, если пенсия назначена в 2010 году, Т равно 192 месяца, если в 2011 году — 204 месяца, если в 2012 году — 216 месяцев.
На этом можно было бы закончить наш расчет и успокоиться. Но любопытные могут самостоятельно проверить, правильно ли проведен расчет количества баллов сотрудниками ПФР.
Сразу оговоримся, что за последние 16 лет правила расчета пенсий менялись несколько раз и, скорее всего, сегодняшним вариантом всё не закончится. Так, с 2002 года в стране была введена система обязательного пенсионного страхования и размер пенсий считался по закону № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 2015 года правила игры поменялись. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ разграничил пенсию на страховую и накопительную и конвертировал страховые взносы и пенсионные права до 1 января 2002 года в баллы.
На формирование будущей пенсии работодатель с 2015 года платил за работника 22% от фонда оплаты труда, а предельный годовой заработок, на который начисляются страховые взносы, составляет 711 тыс. рублей.
В 2015 году 22% распределялись на две части: 16% шли на страховую пенсию, а 6% – на накопительную. Накапливать разрешили только тем, кто моложе 1966 года. В 2021 году правительство из-за дефицита средств в ПФР ввело мораторий на накопительную часть и все 22% идут на страховую.
Страховые взносы фиксируются на индивидуальном лицевом счете в ПФР и ежегодно пересчитываются в пенсионные коэффициенты (баллы).
Конвертация пенсионных прав граждан
Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе 2002 года, — переход на страховые принципы формирования пенсий. В итоге право на получение трудовой пенсии, ее размер будут напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Для тех, кто начал отсчет своего трудового стажа с 2002 года, пенсия – далекая перспектива. И понятна заинтересованность людей, у которых трудовая деятельность заняла достаточно большой период их жизни. Поэтому сохранение пенсионных прав этой категории граждан – одна из особенностей пенсионной реформы.
На сегодняшний день размер трудовой пенсии напрямую зависит от величины расчетного пенсионного капитала, который формируется из начального пенсионного капитала с учетом трудового стажа и заработка за период до 1 января 2002 года и от общей суммы страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 года.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» началось преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных ими в период до 1 января 2002 года, в пенсионный капитал.
Этот процесс получил название конвертация. Иными словами, конвертация – это пенсионные права граждан, которые формируются с учетом их трудового стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, выраженные в денежном эквиваленте.
Конвертация коснулась всех категорий граждан: и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или достигнув его.
И, естественно, разным категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному.
При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера, который определяется, исходя из продолжительности трудового стажа и среднего заработка.
Сведения о трудовом стаже каждого работника работодатели представляли в Пенсионный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах ПФР по Мордовии представлены сведения о трудовом стаже за период до 1 января 2002 года на 267516 человек, в том числе сведения о стаже на соответствующих видах работ – на 55161 человека.
Все поступившие индивидуальные сведения о трудовом стаже подвергаются правовой оценке, которая продолжается и в настоящее время. Она заключается в проверке полноты и достоверности данных, предоставленных в свое время в управления ПФР бухгалтериями и кадровыми службами предприятий и организаций. Сотрудники управлений ПФР проводят как документальные, так и камеральные проверки этих сведений.
По итогам проверок с работодателей истребовано 55748 корректирующих форм, содержащих сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года.
В прошлом году был принят закон, согласно которому срок оценки пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, сокращен на два года, до 1 января 2011 года. Работу по оценке пенсионных прав остальных граждан предусмотрено завершить не позднее 1 января 2013 года.
Конечный результат работы по оценке пенсионных прав – отражение в индивидуальных лицевых счетах граждан сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.
Формирование базы данных, содержащей лицевые счета со сведениями об общем трудовом стаже до 1 января 2002 года, позволит наиболее полно проинформировать граждан о результатах оценки их пенсионных прав.
Это поможет людям принять меры по представлению сведений, недостающих для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии.
Кстати, аналог такого информирования – рассылка застрахованным лицам извещений ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.
Территориальные органы ПФР также информируют граждан о необходимости представления ими документов на определенные части трудового стажа и заработной платы за период до 1 января 2002 года, которые повлияют на величину расчетного пенсионного капитала.
Если гражданин обнаружил, что в результате оценки его пенсионных прав учтены не все периоды его трудовой деятельности, был выбран не самый выгодный размер среднемесячной заработной платы, то ему необходимо побеспокоиться о представлении в органы Пенсионного фонда дополнительных документов о трудовом стаже и заработной плате. Единственное требование к этим документам – они должны содержать информацию о событиях, имевших место до 1 января 2002 года. И тогда его пенсионные права будут реализованы в полном объеме.
Исчисление льготного стажа за работу по спискам 1 и 2 в разные годы.
В соответствии подпунктов (а) и (б) статьи 9 Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года, на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:
а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах — по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: — мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет; — женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет; б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда — по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: — мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; — женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
——————
В соответствии подпунктов (а) и (б) статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации«, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается:
а) мужчинам — по достижении 50 лет и женщинам — по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам; б) мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 этого закона. Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утвержден Список N 1 и Список 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В соответствии статьи 94 закона №340-1: «Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж», при подсчете общего трудового стажа в него включаются в льготном исчислении следующие периоды деятельности:
— периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в полуторном размере; — военная служба по призыву — в двойном размере.
При этом сами эти периоды, в целях определения права на досрочное назначение пенсии, в соответствии статьи 12 этого закона учитываются в календарном исчислении.
Исчисление стажа за срочную военную службу.
В силу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: подпункт «к» — служба в составе Вооружённых Сил СССР; при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п.16), периоды указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооружённых Сил СССР) и «л» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
На основании статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Бесплатная юридическая помощь
Наиболее сложным для расчета является период до 2002 года. Основная трудность заключается в том, что на индивидуальных лицевых счетах граждан в ПФРФ информация об этом периоде трудовой деятельности отражена не полностью — в лучшем случае, начиная с 1997 года (да и то далеко не у всех). Поэтому и в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФРФ и при начислении пенсий, как правило, бывает много неточностей. Избежать недоразумений и занижения размера начисляемых пенсий можно подготовив и предоставив в ПФРФ необходимые документы (о стаже и размере заработков) и понимая, как расчитывается и от чего в первую очередь зависит размер расчетной пенсии, заработанной за этот период. Ключевая формула, на основе которой определяется месячный размер расчетной страховой пенсии, заработанной до 2002 г., до валоризации и индексации, имеет относительно простой вид (п.3.
В силу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
подпункт «к» — служба в составе Вооружённых Сил СССР; при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п.16), периоды указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооружённых Сил СССР) и «л» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
На основании статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы; время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Согласно статьи 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 этого закона, периоды военной службы по призыву исчисляются в двойном размере. Указанное положение применяется с учетом Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 30 марта 1995 года № 1-4-У, по которому военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени её прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда период службы в составе Вооружённых Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Если период приравниваемой деятельности (службы в армии) относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то по действовавшему до 1 января 1992 года законодательству он включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, поэтому и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, действовавшее в период прохождения гражданином службы в Советской Армии, правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Почему стаж работы после 2002 года не учитывается при расчете пенсионного обеспечения?
Отсутствие периодов работы с 2002 года по настоящее время в расчете пенсионного обеспечения на самом деле объясняется очень просто. Причина этому заключается в том, что в конце 2001 года произошла пенсионная реформа, которая начала действовать с начала 2002 г.
Раньше размер пенсии рассчитывался исходя из количества отработанных лет. Все было просто. Размер основной части пенсионного обеспечения напрямую зависел от стажа. Однако в 2002 году правила расчета поменялись. Пенсионная реформа ввела так называемые страховые отчисления, а сами выплаты стали называться страховыми.
Периоды трудовой деятельности после 2002 года на самом деле учитываются в расчете пенсии. Однако не так, как это было раньше. Та часть пенсионных накоплений, которая была накоплена после реформы, учитывается в расчетах на в качестве отработанных лет, а в виде страховых отчислений.
Каждая организация и ИП с каждой заработной платы, премии и других выплат сотрудников, с которых необходимо совершать взносы, обязан перечислять в ПФР определенную сумму денег:
- 22% от размера выплат при соблюдении предельного значения;
- 10% от той части выплаты, которая выходит за рамки предельного значения.
Предел устанавливался на каждый год. Например, в 2023 году он составляет 1 млн. 292 тыс. руб. Пока доход гражданина не превысит эту отметку, за него будут отчисляться взносы в размере 22% от заработка, после превышения размер снизиться до 10%.
Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению
Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.
Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.
Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.
Для удобства будущих пенсионеров им будет полезно познакомиться с примером расчета пенсии за советский стаж. Антонина вышла на пенсию в 2020 году. Всего она в свой биографии проработала 35 лет, 10 лет из которых она трудилась инженером на военном заводе в СССР. Ее зарплата составляла 350 рублей, что было существенно выше средней по стране, поэтому при вычислении пенсии за базу будет принята меньшая сумма. Далее необходимо найти еще два фактора для расчета:
- Сотрудники пенсионного фонда выведут пропорцию соотношения зарплаты Антонины и средней по СССР и, если оно окажется выше 1,2, то при расчете за основу будет взята именно цифра в 1,2.
- Далее специалисты ПФР посчитают стажевой коэффициент, его значение может находиться в диапазоне 0,55-0,75. Для Антонины он будет равен 0,55 + 0,01 х (35-20) = 0,70
Как учитывают стаж, заработанный после 2002 года
С 2002 г. в РФ ввели страховые взносы, а ПФР начал вести автоматизированный учет отработанных лет. И сначала мы рассмотрим не как считают пенсионные баллы за советский стаж, а как подсчитывают ИПК за российский.
С 2015 г. для подсчета размера выплат были дополнительно введены индивидуальные пенсионные баллы. Стоимость баллов ежегодно увеличивается. Один балл в 2021 г. стоит 98,86 рубля, а годом ранее чиновники оценивали его в 93 руб.
Чем дольше работает человек, тем больше получит, потому что баллы по итогам трудовой деятельности суммируются. Когда человек прекращает трудиться, сумму баллов умножают на их стоимость в текущем году, прибавляют к этому фиксированную сумму (в 2021 г. она составляет 6044,48 руб.), единую для всех, и накопительную часть (при ее наличии). При расчете используют еще специальные коэффициенты повышения, если человек перейдет на государственное обеспечение позже. Для наглядности они представлены в таблице (данные из Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ):
Продолжительность отсрочки (сколько месяцев прошло со дня возникновения права на пенсию) | Коэффициент повышения ИПК | Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты | ||
при назначении страховой пенсии | для лиц, которым назначается страховая по старости досрочно | для лиц, которым назначается страховая по старости | для лиц, которым назначается страховая по старости досрочно | |
Менее 12 | 1 | 1 | — | — |
12 | 1,07 | 1,046 | 1,056 | 1,036 |
24 | 1,15 | 1,1 | 1,12 | 1,07 |
36 | 1,24 | 1,16 | 1,19 | 1,12 |
48 | 1,34 | 1,22 | 1,27 | 1,16 |
60 | 1,45 | 1,29 | 1,36 | 1,21 |
72 | 1,59 | 1,37 | 1,46 | 1,26 |
84 | 1,74 | 1,45 | 1,58 | 1,32 |
96 | 1,9 | 1,52 | 1,73 | 1,38 |
108 | 2,09 | 1,6 | 1,9 | 1,45 |
120 | 2,32 | 1,68 | 2,11 | 1,53 |
Как пользоваться таблицей? Смотрим, насколько позже обратился человек в ПФР. Допустим, на 60 месяцев. В таком случае его пенсионные баллы увеличатся в 1,45 раза, а фиксированная выплата — в 1,36.
Самой большой трудностью при начислении пенсии является подтверждение трудового стажа в советский период. В те времена не существовала автоматизированная система учета, и все данные необходимо доказывать документально. Если документы по каким-то причинам не сохранились, то доказать трудовой стаж за советский период будет достаточно сложно.
Например, женщинам, которые занимались домашним хозяйством и воспитывали детей самостоятельно, необходимо представить соответствующие доказательства. Мужчины, которые в те времена служили в армии, также должны представить письменные доказательства.
Если стаж подтвердить не удастся, то по достижении пенсионного возраста будет назначено социальное пособие, которое будет выплачивать государство.
Расчет стажевого коэффициента до 2002 года
Как сегодня рассчитывают пенсию То есть если человек проработал и имеет трудовой стаж во времена СССР (до 1991 года) в количестве 4 лет, его надбавка к пенсии составит 4%, если проработал 17 лет, то 17% и т. д. Также указом президента России было решено и установлено, что вне зависимости от предоставления документов или наличия трудового стажа в принципе, за период с 1991 по 2001 год всем пенсионерам будут начислены дополнительные 10% к пенсии. Советским стажем считается вся трудовая деятельность по 2001 год включительно, она подпадает под общий расчёт без разделения на советское-постсоветское время. Пример расчёта пенсии за советский стаж Пенсионер имеет трудовой стаж в количестве 35 лет, 20 из которых – в советское и постсоветское время. Необходимо посчитать коэффициент средней зарплаты пенсионера и в целом по стране. Продолжительностью страхового стажа до 1991 года (лет) — Стаж до 91. Неверный учет или недооценка любого из них приводит к ошибкам в определении размера начисляемой пенсии. 1. Учет стажа до 2002 года. Продолжительность стажа до 2002 года учитывается в расчетах не напрямую, а через, так называемый, стажевый коэффициент – СК. Его вычисляют следующим образом: — для мужчин, чей страховой стаж до 2002 года больше (равен) 25 лет (Стаж до 02 25): СК = 0,55 + 0,01*(Стаж до 02 – 25); — для мужчин, чей страховой стаж до 2002 года менее 25 лет (Стаж до 02
- Для тех, у кого стажевый коэффициент СК 0,55 (мужчин, чей трудовой стаж до 2002 г. — 25 и более лет и женщин, чей трудовой стаж до 2002 г. — 20 и более лет)
РП на 01.2002 г. = СК х КСЗ х 1671 – 450.
Требования к подтверждению стажа
Для подтверждения стажа согласно ст. 13, 14 ФЗ №400, а также правил подсчета страхового стажа (Постановление Правительства РФ №15 от 2014 г.) собирается информация, которая подтверждает персонифицированный учет занятости заявителя. Если периоды работ совпадают, выбирается тот, который больше повлияет на величину пенсии.
Стаж рассчитывается с помощью:
- трудовой книжки, дубликат также учитывается;
- трудового соглашения с работодателем, в том числе гражданско-правового характера. Занятость по договорам ГПХ учитывается с 01.01.1997;
- удостоверения личности военного;
- справка центра занятости, бухгалтерии;
- архивных выписок;
- принимаются во внимание показания свидетелей. Берется информация двух и более человек, если утерянные документы невозможно восстановить.